В СМИ очень часто можно увидеть сообщения о судах по делу программиста из РФ Д.Склярова, которого США обвиняет в нарушении авторских прав в цифровом тысячелетии. Комментарии разнятся. К сожалению, они разнятся по большей части непониманием юридических тонкостей. Но комментарий М.Соколова никого не оставил равнодушным.
В чем же дело
Но дело здесь не в программисте, и не в том, что у него гражданство РФ, а также не в том, придется ему сидеть в тюрьме США или нет. Дело здесь в другом. Соколов решил поделиться мнением о том, что авторское право в информационный век означает быструю гибель любой культуры и творчества. Если это точка зрения ведущего, то это плохо, что подается она в качестве анализа. Если же это позиция страны, то это настоящая катастрофа.
История законов
Для начала стоит немного углубиться в историю авторских прав. Идея защиты авторских прав возникла с появлением печатания. Это позволило делать копии литературных трудов. Появились новые профессии: печатники, продавцы книг. В такой ситуации без какой бы то ни было формы охраны от продажи незаконных копий инвестиции в печатание были рискованными и опасными.
Но ни один закон об авторских правах не имел задачи ущемить права пользователей. Наоборот, главная задача подобных законов – это установление правовых рамок и минимальных требований, что позволит пользователям безбоязненно использовать произведения. В России первый такой закон был издан в 1830 году. Касался он только литературных трудов.
Сегодняшнее состояние системы
В наши дни действует серьезная система охраны интеллектуальной собственности, при этом она не ограничена пределами одного государства. Именно она и стала причиной бурного роста шоу-бизнеса и технологий. Если бы не существовало правовой охраны, то ни один продюсер не вложил бы в проект большие деньги. Не было бы и телевидения.
Одним из нововведений закона США – это ответственность за обход средств защиты от копий. Это нововведение повторяет 2 главные идеи авторских прав. Первая идея такова: если чужой труд, или его часть, что ты хочешь использовать, кажется не очень талантливой, то не используй это. Если же ты хочешь использовать, но нужно платить, то или плати, или сочиняй сам. Вторая еще проще: если автор хочет, чтобы его труд использовался бесплатно и без спроса, то он сам об этом сообщит.
Соколов жалуется, что даже короткие отрывки из кинофильмов для иллюстраций его передач нужно покупать. Ну и не нужно их покупать, пусть компания найдет сценариста, режиссера, актеров, композитора, площадку и профинансирует съемку иллюстративных вставок? Тяжело? Лень? Не выходит? Не рентабельно? Ну, тогда покупайте у тех, кто потратил деньги и талант.